воскресенье, 3 августа 2014 г.

«Азбука мыслей и образов: национальные символы и литературные персонажи»

В рамках международной программы чтения «Русское слово открывает миру Дагестан», в конце июня с группой летнего лагеря, которая состояла из учащихся начальных классов разных школ города, было также проведено мероприятие: «Читаем, слушаем, рисуем. Азбука мыслей и образов: национальные символы и литературные персонажи». 

В данном случае под «литературными персонажами» подразумевались… животные. Да, именно они! А в канву мероприятия легли строки, притчи и стихотворения из мудрейшей книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан» (темы для мероприятий в книге поистине неисчерпаемы!).
 Вступление. 

Из сценария: 
Открываем книгу и, начиная с самых первых строчек до последний страницы нас будут сопровождать два основных образа – орел и конь. Что совсем неудивительно: какие горы без орлов? Какой настоящий джигит без коня? Так и сами мудрые мысли Расула Гамзатова неспешно, орлами парят над всей книгой. Так и сами легкие строки следуют одна за другой, и кажется, будто тихим звуком подков отзываются в душе у читателя. 

 Первые упоминания в книге: 

об орле «…Самолет, прежде чем взлететь, долго шумит, потом его везут через весь аэродром на взлетную дорожку, потом он шумит еще сильнее, потом разбегается и, только проделав все это, взлетает в воздух. 
Вертолету не нужно разбегаться, но и он долго шумит, грохочет, дрожит мелкой, напряженной дрожью, прежде чем оторваться от земли. Лишь горный орел взмывает со скалы сразу в синее небо и легко парит, подымаясь все выше, превращаясь в незаметную точку…» 


о коне «…И все же в моих горах есть обычай - всадник не вскакивает в седло около порога сакли. Он должен вывести коня из аула. Наверно, это нужно, чтобы еще раз подумать о том, что он оставляет здесь и что ожидает его в пути. Как бы ни подгоняли дела, неторопливо, раздумчиво проведет он коня в поводу через весь аул и только потом уж, едва коснувшись стремени, взлетит в седло, пригнется к луке и растает в облачке дорожной пыли. 
 Вот и я, прежде чем вскочить в седло моей книги, медленно иду в раздумье. Я веду коня в поводу и сам иду рядом с ним. Я думаю. Я медлю произнести слово…» «Мой Дагестан» (с.7-8) 

Как красиво и непринужденно излагает свои мысли Расул Гамзатов, как будто не пишет, а рисует картины. Именно так рождаются у читателя – мысли-образы. Читая, мы представляем себе, как разбегается по взлетной полосе самолет, как дрожат лопасти вертолета, как исчезает в небе силуэт орла и медленно шагает за хозяином его конь… 

Если вы обратили внимание – во втором отрывке прозвучали слова «в моих горах есть обычай…». И, действительно, с этими животными связаны в горах и приметы, и обычаи. Например (из книги «Мой Дагестан»): 
«… Когда люди ждут в аул гонца, сначала они видят облачко пыли, потом лошадь, а потом всадника...»; 
«…бывает так, когда юноша пойдет в соседний аул по какому-нибудь пустяковому делу, а возвращается с женой, сидящей за седлом…»
 «…Говорят: - Где ты родился, орел? - В тесном ущелье. - Куда ты летишь, орел? - В просторное небо…» 
«…В потолке нашей тесноватой сакли много следов от пуль. Друзья моего отца стреляли в потолок из пистолетов: орлы, гнездящиеся в окрестных горах, должны узнавать, что у них народился брат, и что в Дагестане одним орлом стало больше…» 
 «…Бывает, два брата едут мирно на одном коне. Бывает, один джигит ведет на водопой сразу двух коней в одном поводу…» 
И таких примеров в книге множество. 

Для чего ещё применяет автор образы этих персонажей в книге? Для усиления и красочности подачи мысли. 
 Например, когда Р. Гамзатов рассуждает о том, как лучше приступить к написанию новой книги, то получает такой совет: 
«…Собери свои мысли в отборные табуны, где скакун к скакуну и худших нет между ними. Выпусти эти табуны на пастбища чистых страниц. Пусть мысли мчатся по страницам, как вспугнутые лошади или как стадо туров… Никто не знает повадок твоего коня лучше, чем знаешь их ты сам…» 
 А сам так думает о том, какой должна быть новая книга: 

Замер орел, распростершийся в небе, 
Словно крылами весь мир он объемлет, 
Руки пошире раскинуть и мне бы, 
Всех вас обнять, населяющих землю. 
Всех вас, живущих на этих просторах, 
Всех, кто смеется, горюет и плачет. 
Песни такие бы спеть, от которых 
Камни становятся шерстью ягнячьей. 
(«Мой Дагестан» с. 27) 

 I часть.
Школьники делятся на команды следующим образом: тянут листы, изображениями орла, коня, горной вершины, горного аула. Команды подбираются по этим картинкам. Таким образом, принцип отбора в команды случайный. Это учит работать всем сообща, а не делиться на школы-класс. 

Из сценария: 
Одна из глав в книге начинается такими словами. «…Хорошо подкован мой нетерпеливый, мой верный конь. Я сам поднял каждую его ногу и проверил крепость подков. Я оседлал коня, потянул за подпругу. Пальцы едва подлезают под нее. Хорошо и умело оседлан конь. Старик, похожий чем-то на моего отца, отдал мне повод. Маленькая быстроглазая девочка протянула мне плеть. Горянка из соседней сакли нарочно вышла мне навстречу с кувшином, полным воды. Тем самым она пожелала мне доброго пути. И каждый, мимо кого я вел вдоль аула своего коня, пропускал меня и говорил: счастливого пути, бахарчи!..» («Мой Дагестан» с.38)
 Вот и мы с вами отправляемся в дорогу – от задания к заданию. Счастливого пути! 

Главы из книги «Мой Дагестан» (книг несколько экземпляров) разбиваются на «постранично» равные отрывки. 
1 задание. 
Просмотреть вместе текст. Найти в тексте отрывки, в которых упоминается образы коня и орла, сделать закладки в этих местах. После чего, каждая команда делиться найденной информацией - зачитывает 1 или 2 отрывка, которые понравились им больше всего.  Таким образом, школьники учатся работать с текстом и действовать командой.
2 задание. 
Каждой команде выдаются «раскраски» с изображением животных. Задача – красиво раскрасить рисунки и написать на тех, что лучше всех получились, один из найденных отрывков. Например: на одной стороне листа – рисунок, с изображением коня и на обороте - отрывок о нем:
 Подожди, мой конь, подожди, 
Я еще назад не взглянул. 
Оставляем мы позади 
Наш любимый родной аул. 
Ты лети, мой скакун, лети, 
Для чего нам глядеть назад? 
Ждут аулы нас впереди, 
Там найдутся и друг и брат. 
То же с орлом.
После чего, из рисунков собирается небольшая выставка.
II часть. 
А теперь, отвлечемся от литературы и подумаем, используются ли образы животных (в том числе орла и лошади) в символике государств и народов, на флагах, гербах того или иного уезда, страны? 
Посмотрим – что символизирует определенный образ? 

 Наши предки по-особенному относились к животным, потому что в древние времена было распространено мнение, что и люди произошли от какого-либо животного . Такое животное считалось священным, его боготворили, изображали на посуде, одежде, оружии. Изготавливали статуэтки этих животных , которые приносили в дом удачу, богатство, помогали в сражениях и на охоте и т.д. С появлением государств и государственных символов – флага, герба, гимна – священные животные стали изображаться на гербе и выбирались они из-за качеств, которые им приписываются. 

 Мы живем в Эстонии. Посмотрим, какое животное изображено на нашем гербе? 
Герб Эстонии
На желтом поле помещено изображение трех синих львов. Традиционно это животное воспринимается как символ силы, доблести и благородства.
 История изображения на гербе Эстонии уходит в глубокое прошлое, и герб страны имеет общие корни с гербами Англии и Дании. 
Посмотрим, какие ещё животные изображаются на гербах других государств и что они символизируют. 
Значение изображения животных на гербах: 
Собака – символ преданности и повиновения;
Кошка – символ независимости;
Волк – символизирует злость и жадность;
Медведь – символ предусмотрительности;
Бык – символ плодородия земли;
Овца – символизирует кротость;
Лань – робость;
Олень – символ воина;
Лошадь - совмещает храбрость льва, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы;
Орел – символизирует власть и великодушие;
Ворон – символизирует долголетие;
Пеликан – любовь родителей к детям;
Змея – символизирует вечность.

Наш разговор сегодня о Дагестане. Давайте посмотрим герб этой страны и узнаем, что означают символы на нём изображенные. 
Герб Дагестана.
Мы уже узнали, что орёл в международной символике означает власть, и великодушие. У народов Дагестана он один из наиболее почитаемых представителей мира животных, олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости и выносливости. Орел одновременно символ и государственной, и народной власти.
 Солнце в гербе республики олицетворяет жизнь, источник жизни, жизненную силу, свет, богатство, плодородие, изобилие. В целом солнце выражает идею жизнеутверждения и процветания Дагестана. 
Изображения орла мы также увидим на гербе городов: Хасавюрт, Кизляр, Южносухокумск.
 Герб города Хасавюрт.
Таким образом, литературные образы из книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан», о которых мы говорили сегодня, как будто перешли с книжных страниц в символы страны в целом. А может быть – наоборот? 

 Мы говорили о коне и орле. А сейчас узнали о них и новые сведения. Итак, конь (лошадь) как символ, совмещает храбрость льва, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы. А гордые крылья орла символизируют власть и великодушие. 
  Посмотрите на свои рисунки. Не кажется ли вам, что гривы у коней стали развеваться в такт бегу, а взор у орлов стал ещё более горделивым. 
В заключение, приведем слова великого Расула Гамзатова:
«…Мой маленький Дагестан и мой огромный мир. Вот моя жизнь, моя симфония, моя книга, вот моя тема. 
Орел, который не улетает от высоких скал на широкие просторы долины, - плохой орел. 
Орел, который не возвращается с широких просторов долины на высокие скалы, - плохой орел.
Но орлу легко. Он родился орлом и не может, если даже захочет, превратиться ни в чайку, ни в ворона. Трудно писателю стать орлом, если он не родился с качествами этой благородной и мужественной птицы…» («Мой Дагестан», с.81)
 Благодарим всех и надеемся, что вы узнали сегодня много нового и интересного! 
Желаем высоких творческих полетов! 

Отдельные дополнительные вопросы на внимание по мероприятию для всех, кто пожелает на них ответить (в том числе и для участников международной программы чтения): 
- сколько раз повторяются в тексте книги (или в любой её главе) слова «конь» и «орел»? 
- какие ещё животные (птицы) выступают в ней персонажами?
 - языки каких народов упоминаются в книге? 
- о каких исторических героях в ней идет речь? 
- попробуйте сформулировать: о каких песнях идет речь в главе «Песня»? 
- где писалась книга «Мой Дагестан» и когда она была закончена?