среда, 16 июля 2014 г.

Радиобеседа

Радиобеседа  
Книга Расула Гамзатова "Мой Дагестан"

Текст радиобеседы

Книга Расула Гамзатова "Мой Дагестан" покорила меня — читаем мы один из многочисленных отзывов.
Как только открываешь книгу на душе становится тепло. Его стихи звучат, как песни. Гамзатов сумел раздвинуть в своей поэзии национальные границы. Он стал поэтом, известным далеко за пределами родного края.
Ведущие литературоведы, видные дагестанские, российские, грузинские, азербайджанские, башкирские и другие писатели и критики давным - давно определили, что книга «Мой Дагестан» - «главная книга» и вершина гамзатовского творчества, - это феноменология гамзатовской любви к Дагестану и дагестанцам. Подтверждает такой вывод и цитата из книги: «Моё сердце до краёв наполнено Дагестаном». Не тогда, когда молодому Расулу Гамзатову дали Ленинскую премию, а когда вышла книга «Мой Дагестан», он стал «свадебным генералом» на любом российском и международном литературном форуме, его слова ловили на лету, ему аплодировали в Кремле и российских деревнях, в более 70 странах мира, где была издана книга.
“Творение Гамзатова, - писал о первой книге «Мой Дагестан» Чингиз Айтматов, не похоже ни на что, что когда-либо доводилось читать. С точки зрения жанра, пожалуй, оно не имеет ничего подобного себе в мировой литературе. Да и только ли жанра?» Своей необычностью проза Гамзатова вызывает споры вокруг ее природы и особенностей. Видный критик советского периода Гринберг отмечал несомненное теоретико-прикладное значение этой книги. Он считал, что эту книгу можно принять и как творческую исповедь, и как автобиографию, и как историю дагестанской поэзии, и как свод писательских высказываний, и как своего рода фольклорный сборник. «Но прежде всего и более всего, - заключал критик, - это, разумеется, художественная проза». В книге «Мой Дагестан» это такая проза, которая содержит, кроме лирического воспевания родного края и искренней исповеди, значительный дозы полемики, публицистики и философских раздумий. Этими качествами она перекликается с книгой «Ледовой книгой» Юхана Смуула, «Травой забвения» Катаева, «Ночными бабочками» Межелайтиса, в центре которых проблемы творчества. Но эта кажущаяся схожесть с другими писателями при более пристальном взгляде обнаруживает богатство, преимущество синтеза. В многогранности, многоликости, многозвучности и заключается оригинальность «Моего Дагестана», его художественная неповторимость. Структурно «Мой Дагестан» напоминает яркий многокрасочный ковер и, как пишет сам Гамзатов в конце первой книги, «ковер этот закончен разостлан, чтобы увидели его впервые все сразу». Прелесть ковра в узорах орнамента. Но традиционные узоры ковров не всегда имеют смысловую нагрузку. Книга же Расула Гамзатова при всем лирическом беспорядке, раскованности формы отличается внутренней собранностью. И каждый ее фрагмент имеет не только свой рисунок, но и свою идею, которая участвует в воплощении общего замысла.
«Мой Дагестан» начинается как песня о Стране гор, затем перерастает в раздумья крупного художника, анализирующего замысел своей новой книги. Но обе темы в книге идут не просто параллельно, а переплетены, слиты воедино, подобно тому как, как творчество подлинного писателя неотделимо от жизни народа.
Книга о родной земле содержит обширный историко-культурный материал с древнейших времён до наших дней, осмысленный художественным языком.
Поэт пишет: У малого народа оказалась большая судьба. Еще пишется повесть о Дагестане. Нет и не будет у нее конца. Счастлив буду я, если в этой золотой и извечной книге окажется хоть одна и мной написанная страница. Я пою свою песню, прими ее, мой Дагестан!
Дагестан — моя любовь и моя клятва, моя мольба и моя молитва. Ты один — главная тема всех моих книг, всей моей жизни!