Радиобеседа
Книга Расула Гамзатова
"Мой Дагестан"
Текст радиобеседы
Как только открываешь книгу
на душе становится тепло. Его стихи звучат,
как песни. Гамзатов сумел раздвинуть в своей поэзии национальные границы. Он
стал поэтом, известным далеко за пределами родного края.
Ведущие литературоведы, видные дагестанские, российские,
грузинские, азербайджанские, башкирские и другие писатели и критики давным -
давно определили, что книга «Мой Дагестан» - «главная книга» и вершина
гамзатовского творчества, - это феноменология гамзатовской любви к Дагестану и
дагестанцам. Подтверждает такой вывод и цитата из книги: «Моё сердце до краёв
наполнено Дагестаном». Не тогда, когда молодому Расулу Гамзатову дали Ленинскую
премию, а когда вышла книга «Мой Дагестан», он стал «свадебным генералом» на
любом российском и международном литературном форуме, его слова ловили на лету,
ему аплодировали в Кремле и российских деревнях, в более 70 странах мира, где
была издана книга.
“Творение Гамзатова, - писал
о первой книге «Мой Дагестан» Чингиз Айтматов, не похоже ни на что, что
когда-либо доводилось читать. С точки зрения жанра, пожалуй, оно не имеет
ничего подобного себе в мировой литературе. Да и только ли жанра?» Своей
необычностью проза Гамзатова вызывает споры вокруг ее природы и особенностей.
Видный критик советского периода Гринберг отмечал несомненное
теоретико-прикладное значение этой книги. Он считал, что эту книгу можно
принять и как творческую исповедь, и как автобиографию, и как историю дагестанской
поэзии, и как свод писательских высказываний, и как своего рода фольклорный
сборник. «Но прежде всего и более всего, - заключал критик, - это, разумеется,
художественная проза». В книге «Мой Дагестан» это такая проза, которая
содержит, кроме лирического воспевания родного края и искренней исповеди,
значительный дозы полемики, публицистики и философских раздумий. Этими
качествами она перекликается с книгой «Ледовой книгой» Юхана Смуула, «Травой
забвения» Катаева, «Ночными бабочками» Межелайтиса, в центре которых проблемы
творчества. Но эта кажущаяся схожесть с другими писателями при более
пристальном взгляде обнаруживает богатство, преимущество синтеза. В
многогранности, многоликости, многозвучности и заключается оригинальность
«Моего Дагестана», его художественная неповторимость. Структурно «Мой Дагестан»
напоминает яркий многокрасочный ковер и, как пишет сам Гамзатов в конце первой
книги, «ковер этот закончен разостлан, чтобы увидели его впервые все сразу».
Прелесть ковра в узорах орнамента. Но традиционные узоры ковров не всегда имеют
смысловую нагрузку. Книга же Расула Гамзатова при всем лирическом беспорядке,
раскованности формы отличается внутренней собранностью. И каждый ее фрагмент
имеет не только свой рисунок, но и свою идею, которая участвует в воплощении
общего замысла.
«Мой Дагестан» начинается как
песня о Стране гор, затем перерастает в раздумья крупного художника,
анализирующего замысел своей новой книги. Но обе темы в книге идут не просто
параллельно, а переплетены, слиты воедино, подобно тому как, как творчество
подлинного писателя неотделимо от жизни народа.
Книга о родной земле содержит
обширный историко-культурный материал с древнейших времён до наших дней,
осмысленный художественным языком.
Поэт пишет: У малого народа
оказалась большая судьба. Еще пишется повесть о Дагестане. Нет и не будет у нее
конца. Счастлив буду я, если в этой золотой и извечной книге окажется хоть одна
и мной написанная страница. Я пою свою песню, прими ее, мой Дагестан!
Дагестан — моя любовь и моя
клятва, моя мольба и моя молитва. Ты один — главная тема всех моих книг, всей
моей жизни!